Автопробег по Русскому Северу

Июнь 2003

Автор: Аня

Домой

Краткая характеристика

Там, где асфальт, ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта…
Глупо, по-моему, делать из машины идола.*

  1. Нитка маршрута: Санкт-Петербург - Подпорожье - Вытегра - Пудож - Кенозеро - Каргополь - Белозерск - Кириллов - Ферапонтово - Вологда - Ярославль - Тверь (Кашин - Калязин - Углич, Санкт-Петербург)**
  2. Протяженность маршрута - 850 км (+220+550)***
  3. Необходимое замечание: начало лета было прохладным и дождливым, так что состояние дорог в описываемом маршруте - наиболее плохое (в смысле, в любое другое лето (именно лето!) может быть и лучше, хуже - вряд ли).
  4. Состав участников:
    - ВАЗ 2106: Маша Ч. и Саша
    - ВАЗ 2106 (1989): Аня, Ваня, Маша (1,3 г.)**, ЧК (по имени Алексей)
  5. Использованные источники:
    - Сайты Интернета: http://www.k2000.ru, http://luca.narod.ru (в основном)
    - Атлас автодорог
    - Еще кое-какие карты. Некоторые из них есть в Приложении.

*Здесь и далее в качестве эпиграфов используются цитаты из повестей А. и Б. Стругацких "Понедельник начинается в субботу" и "Сказка о тройке"
**Поясню. Предполагалось, что в Углич, Калязин и Кашин мы заедем по пути из Ярославля в Тверь, но некоторые обстоятельства вынудили нас сначала добраться до дома (т.е. до родственников), а потом сделать "радиальную вылазку", что и добавило еще 220 км. А 550 - это возвращение в Питер, которое состоялось через неделю.
***Если кому интересно, как мы справлялись с дитем такого возраста в автомобильном походе, можете заглянуть в отдельную главу "Про Машку"

День первый

Санкт-Петербург - Лодейное Поле - Пудож

Солнце садилось уже который час, все никак не могло сесть и низко висело над горизонтом. Машина катилась по узкой дороге, засыпанной хрустящим гравием. Крупные камни я пускал под колесо, и каждый раз в багажнике лязгали и громыхали пустые канистры.

Выехали мы после обеда, поскольку у ЧК были какие-то дела на работе. Если быть совершенно точной, в 14.20 мы выехали из города. Вторая машина ехала из Кировска, и мы встретились с ней около трех.
На следующем отрезке пути мы потеряли минут сорок, объезжая ремонт дороги почти у самого Питера, но подробно описывать не буду, думаю, что они там скоро закончат.
Часам к шести мы надумали пообедать и решили найти местечко поживописнее, чтобы раскочегарить примус (мы ездили с двухконфорочным "Шмелем") и сварить супчику. К тому же младшая Маша уже проявляла признаки беспокойства и удивлялась, почему на целый час задерживается полдник.
Из живописных (судя по карте) местечек впереди была речка Паша. На берегу речки Паша оказалась одноименная деревня, расползшаяся во всех стороны вдоль реки. Мы не стали привередничать и, проехав километра два направо от трассы, остановились на обед в каком-то болоте. Примус работать не захотел, дров поблизости не было, зато были комары. В итоге мы перекусили запасенными из дома салатиками и бутербродиками, запили их чаем из предусмотрительного взятого двухлитрового термоса и поехали дальше.

В девять вечера мы подъехали к описанному на одном из вышеуказанных сайтов месту, где предлагался следующий объезд: "На повороте (на Вознесенье) нужно сворачивать, а не ехать прямо. Поворачиваешь, едешь до развилки и снова направо. Получается на 10 км дальше, но асфальт и совсем чуть грунта. А прямая дорога разбита и очень крутые повороты"
Мы послушались. Однако, мне кажется, зря. Объезд получился длиной 15 км, из них примерно 6 - по грейдеру, а прямая дорога (судя по карте) - 4-5 км, хотя тоже грейдер. Но утверждать не буду, прямо мы не ездили.
После этого мы пару раз пытались съехать с трассы к Онежскому озеру на ночевку, но в деревнях нам стоять не хотелось, а все дороги вне деревень оказались непроезжими для наших машин (думаю, и для любых других легковушек тоже, хотя на УАЗике можно и попробовать). В итоге к полуночи мы доехали-таки до деревни Палтога (дер. Акулово, как в карте, мы на местности не обнаружили). Было еще светло (север все-таки!), мы осмотрели церкви, проехали еще метров пятьсот и свернули направо в лес, где и остановились ночевать на премиленькой полянке, откуда некоторых комаров сдувало (гнуса, однако (север все-таки!), мы прочувствовали), и дров было очень много. Ночью шел дождь.

День второй

Вытегра - Андома - Саминский погост - Пудож - Кенозеро (Масельга)

- Лавр Федотович! - пролепетал Хлебовводов.- Комары!
- Есть предложение! - нервно закричал Фарфуркис.- Отложить рассмотрение данного дела до октября… нет, до декабря месяца!
Воздух вокруг нас вдруг наполнился движением.

По утрам мы всегда собирались долго. Машка просыпалась часов в 8 - 8.30, так что ее родителям приходилось вставать хочешь-не хочешь, а вот остальные валялись, пока мы не начинали убедительно орать, что кофе уже совсем остыл.
На второй день мы тронулись в 10.30.
В 11.00 мы были в Вытегре, закупились фруктами, проехали мимо собора и отправились дальше. Впрочем, выехать из Вытегры в правильном направлении нам удалось не сразу, а только опросив половину местных жителей. Хотя, это, наверное, только мы такие неправильные.
Дорога километрах в пяти от Вытегры начинается замечательная. Мы обрадовались, нажали на педали и едем с ветерком. И вдруг вижу, дорога впереди обрывается. Ну просто обрывается! Куда дальше-то!? Подъехали поближе "на цыпочках", нет, видим, не обрывается, просто дальше ее еще не построили, зато есть отличный объезд по грейдеру. Не такой страшный, как я вычитала в одном из описаний. Я бы даже сказала, вполне приличный. Правда, местами, булыжники валяются в самом неподходящем месте. (На самом деле, просто скорость надо было сбросить, что не так-то просто после замечательного автобана) В следующем году, думаю, этот автобанчик достроят до самого Андомского погоста.
Воскресенская церковь (справа по ходу движения, на кладбище) в Андоме действующая и активно реставрируется изнутри и снаружи. Когда мы подъехали, там было закрыто, но рабочие нам открыли и дали все посмотреть. Внутри пахнет свежим деревом, очень светло и уютно.
На реке за кладбищем симпатичный подвесной мостик (очень страшный и качается).
Дальше опять грейдер. На Саминском погосте церковь в удручающем состоянии. (Ильинская церковь, 1702г. Деревянная. Ныне - единственная деревянная шатровая церковь в окрестностях Вытегры) Леса стоят с незапамятных времен. Рядом была пятикупольная также деревянная церковь XIX в. Теперь это просто развалины.
От поворота на Октябрьский действительно отличный асфальт.

В Пудоже (опять же по наводке из Интернета) ОТЛИЧНО пообедали в кафе на углу ул. Ленина и Комсомольской (это по пути). Цены изумляют. И обслуживание, надо отметить, неплохое. Впрочем, последнее, к сожалению, далее встречалось нам крайне редко.
От Пудожа дорога очень разная: асфальт, грейдер, потом отличный асфальт до границы Архангельской области где начинается грейдер.
Часам к семи мы добрались до дер. Морщихинская (Кенозерский нац. парк), остановились и начали искать местное лесниковое начальство, дабы задать им пару вопросов. Начальство ушло на рыбалку, и мы его дожидаться не стали. Все равно придут денег снять.
Мы поехали на Масельгу. Проехали по перешеечку между двух озер (жалко, камеры не было, вид замечательный, а на фотоаппарат этого на заснять), проскочили деревню и остановились на стоянке с крышей между оз. Масельгским и каким-то маленьким озерцом, на карте названия не имеющим.
Комары появились сразу и много. Я не столько беспокоилась о себе, сколько о ребенке. Машку срочно переодели в "антикомариный" костюм, а оставшиеся голые места намазали "Москитолом", хотя до 3-х лет и не рекомендуют. Но мы решили из двух зол выбрать меньшее, а то девочку бы просто сожрали.
Мы быстренько раскидали вещи и отправились на Хижгору, пока не стемнело. Место, конечно, примечательное. И видно оттуда было бы далеко, если бы деревья не загораживали. Но на оз. Масельгское и так вид неплохой. Церковь реставрируется.
ПлакидаНа обратном пути на стоянку спустились к Плакиде. Кожей чувствуешь древность этого места. А мне оно напомнило кладбище в одной из карельских деревенек, расположенное на острове, называемом, соответственно, "островом мертвых".

Вернулись на стоянку и отправили ЧК с Сашкой в Морщихинскую, встретится-таки с лесником и выяснить, как нам добраться до Порженского. Кроме того, была идея заехать на Кенозеро с севера, если нам пообещают хорошую дорогу, т.к. по времени мы были очень ограничены.
Через полчаса после отъезда мужиков к нам заглянул инспектор Виталий, который долго расспрашивал, как мы устроились, надолго ли, откуда приехали, и никак не мог приступить к главному: предложить заплатить регистрационный сбор. Но мы ему помогли и сказали, что когда есть за что платить, мы отпираться не будем. А платить действительно есть за что: на стоянке чисто, мусор вывозится, дрова заготовлены, лес чистят, церкви (в том числе на Порженском погосте) содержат в неплохом состоянии. Это вам не крымская обираловка (см. наш отчет "По пещерным городам"). Правда, мы попросили Виталия подождать, пока вернутся из деревни наши, на тот случай, если они там заплатят. Наши вернулись скоро, встретиться с главным тамошним лесником им так и не удалось, так что платили мы Виталию. Он же отсоветовал нам рвать на север на один день и подробно рассказал, как дойти до Порженского (правда, при этом он с сомнением посмотрел на Машку, которая грызла печенье, сидя в коляске, наглухо зашторенной марлей). Заплатили мы 460 руб. с 5 человек и двух машин за 1,5 суток (две ночевки). Точных расценок я не помню, но с человека тут берут гораздо меньше, чем с машины (как, впрочем, и везде). Да, Виталий этот живет в Масельге, сразу за шлагбаумом, он еще предлагал нам прокатиться на лодке по пяти озерам с осмотром старой мельницы, но у нас времени не было, к тому же на следующий день после Порженского шел дождь, так что с этой экскурсией у нас не сложилось.
Вечером особо засиживаться не стали - комары не дали, а обычно в это время еще и гнус, так что нам повезло, что лето было прохладным.

День третий

Кенозеро (Порженский погост)

Собирались опять долго. Оно и понятно: путь предстоял неблизкий, 30 км с 12-килограмовой Машей за плечами. Машу посадили в рюкзак на спальники, намазали "Москитолом" и, несмотря на теплый день, одели в кофту с длинными рукавами и капюшоном (который, приходилось постоянно поправлять).
Сашка остался на хозяйстве, а мы в 11.00 выдвинулись к Порженскому погосту. Вот вам довольно подробная карта от "Аэрогеодезии". С ней точно не заблудиться. А мне даже показалось, что дорога там вообще одна. Хотя я могу и ошибаться.

Первые километра три дорога неплохая, даже вполне проезжая, а дальше начинается "мясо", как выражается Маша Ч. Комаров тучи, и отдыхать совсем не хочется. Машка под мерное покачивание скоро заснула и проспала почти до самых лугов.
Из первых болот мы вышли примерно через час, немножко передохнули и дали Маше ножки поразмять. До дер. Думино Ваня нес ее на шее, чтобы позу переменить.
Километра за 1,5 до Думино стоит отличный дом с баней у озера и столом под крышей. Комаров там почти нет, место высокое и открытое, у бани на озере лодка, даже не привязанная. Баня открыта. Сени в доме тоже. Отличное местечко. Может, сдается? Мы отдохнули еще разок, повздыхали по бане и пошли дальше.
В Думино огромный завалившийся дом, старый-престарый. "Святая роща" слева по дороге. Там мы были через полтора часа после старта.
Последний участок пути опять по болоту (т.е. дорога не очень мокрая, это не как в Рдейском, но лес низкий, комариный и останавливаться тоже неприятно). Честно скажу, я еле добрела.
В Порженском мы были в половине третьего. Жарко. Комаров меньше, зато налетели оводы. Мы порядком устали, так что осматривать церковь решили после обеда.

Справа от церкви, у озера, отличная стоянка. Прекрасно продувается, комаров нет вообще, зато есть кострище, пила и топор в сарайчике, дрова и чистая вода в озере, куда я, недолго думая, и плюхнулась. Вода оказалась просто ледяной, зато усталость смыло, и мне опять захотелось жить и покормить Машку. Мы быстренько организовали себе супчику из пакетиков, а Маше кашу. Маша поела и полезла в озеро. Народ слопал супчик и начал бурчать на меня: почему, мол, еды так мало взяли. А чтобы, говорю, назад идти было не тяжело.
Не просто было уйти с этой милой стоянки, но шлепать по грязной дороге в темноте никто не хотел, так что мы собрались и пошли смотреть церковь.
Описаний Ильинской церкви на Порженском погосте в Сети достаточно, так что не буду отнимать много времени. Скажу только, что помимо всего прочего с колокольни открывается потрясающий вид.
Обратно мы шли гораздо дольше. Машка-маленькая подхватила клеща, которого Ваня в самой гуще комариного леса и вытаскивал. Примерно в половине десятого мы были уже на стоянке, Сашка накормил нас картошкой, и мы завалились спать без задних ног, довольные и гордые собой.
Ночью шел дождь.

День четвертый

Кенозеро - Лядины - Красная Ляга (Ватамановская) - Каргополь

Мне вдруг страшно захотелось поспать на простынях. Я уже четыре ночи спал в спальном мешке.
- Слушай, - сказал, горбоносый, - хо-хо! Изнакурнож!
- Правильно! - воскликнул бородатый. На Лукоморье его!
- Ей-богу, я переночую в машине, - сказал я.
- Вы переночуете в доме, - сказал горбоносый, - на относительно чистом белье.

С утра шел дождь.
Мы, наконец-то, оценили крышу над головой. Несмотря на отвратную погоду, нам удалось чудненько позавтракать, а примус на столе под крышей своим гудением вообще создал уютную атмосферу. Комаров, правда, стало не намного меньше.
Быстренько собрались и поехали дальше. В Масельге чуть не скатились назад на сашкину машину с мокрой глиняной горки (Ваня вообще не любит педаль газа). В Морщихинской посмотрели церковь на берегу озера (в эту мрачную погоду она смотрелась очень хорошо на фоне темной воды).
Дорога до Каргополя весьма разнообразная: грейдер, бетонные плиты, асфальт в примерно равном соотношении. Но застрять нигде нельзя.
Остановились в дер. Гавриловская (с. Лядины) Посмотреть "классический онежский тройник" (luca.narod.ru). Действительно, впечатляет. А еще там чудные качели-лодочка на цепях.

В пятом часу мы подъехали к дер. Ватамановская, откуда хотели свернуть к Красной Ляге. Однако это удалось нам не сразу. Мы свернули на один поворот раньше и уткнулись в непроезжую дорогу. Зато на этом повороте в деревне стоит потрясающий колодец-ворот, никто из нас в жизни таких не видел.
А на Красную Лягу надо повернуть на указателе "Кучепалда" (налево, в смысле, на север). Примерно 6 км от трассы. Дорога там вполне нормальная, мы проехали, хотя дождь не прекращался.
Церковь мне ужасно понравилась. Ее видно сразу, как выходишь из леса, кругом поля, а она стоит вся такая стройная и изящная. Будете проезжать мимо, обязательно заверните, не пожалеете.
Шел дождь.
Мы растянули все имеющиеся у нас тенты в березках рядом с церковью и затеяли обед на примусе. ЧК отошел в кустики и нашел два отличных подберезовика. Так что на обед у нас были грибные щи, очень вкусно. Машке тоже понравилось.
Шел дождь. Трава вокруг церкви высокая и очень мокрая. Запасливый Ваня достал из багажника химзащиту, влез в бахилы и единственный из всех нас не вымок до нитки.

Примерно в половине седьмого мы были в Каргополе.
Шел дождь.
К этому времени бОльшая часть участников экспедиции немного упала духом и начала подумывать о ночлеге в более комфортных условиях, чем промокшие палатки и сырые спальники. На Новой торговой площади, куда мы вышли осмотреть местные достопримечательности, нам встретился некий научный сотрудник, который предложил показать замечательный частный музей, который держит (о музее, наверное, как-то по-другому надо сказать?) бывший директор Каргополького музея. На наш робкий вопрос: "А где тут можно переночевать?" НС ответил: "Вот там и …" нет, не переночуете, а узнаете.

Мы приехали на ул. Гагарина, 30, где находится частный музей каргопольской игрушки. Хозяин музея живет в соседнем доме. Нам провели кратенькую экскурсию, а потом мы набросились на изделия из бересты, которые там же продаются (уж очень вкусно он об этом ремесле рассказывал). Пара звонков по телефону, и вот мы уже едем на ул. Акулова, где нас встречает радушная хозяйка (координаты у нас есть, только не у меня, если кому интересно - пишите, ради такого случая разыщу).
Печь жарко натоплена, в доме тепло и сухо (то, что нам надо), в ванной горячая вода, три комнаты и кухня в нашем полном распоряжении. Мы с Ваней и Машкой забрались на второй этаж, где нам всем нашлись удобные кровати. И за все это удовольствие всего 100 руб./чел. (Машка не считается). Чистое белье (и все остальное тоже), ненавязчивый сервис, и мы впятером заняли полдома (сама хозяйка ночевала там последнюю ночь, наутро она переезжала в новый дом, и теперь те полдома, в которых мы жили, целиком отданы под гостиницу). А если бы мы позвонили или приехали утром, можно было и баньку заказать, по каким-то смешным ценам. По словам хозяйки (и я ей охотно верю), в гостинице условия хуже, и к ней на постой администрация гостиницы частенько направляет особо важных гостей.
Растащив вещи по комнатам, мы отправились смотреть город. Дождь почти кончился.
А вечером у нас был праздник. Не только потому, что мы помылись и сидели, наконец-то в футболочках, а не в свитерах, но и потому, что у меня был день рождения. Народ смотался в музей за подарком, и даже раздобыл где-то три огромных пиона (говорят, опять же по звонку того самого хранителя музея). Уложили Машку спать наверху и долго пели романсы (говорят, хозяйке понравилось). Был момент, когда Машка захныкала, Ваня побежал наверх, а потом спустился и рассказал, что Машка упала с кровати и мирно спала на полу. Вот что значит, ребенок активно отдыхает.

День пятый

Каргополь - Прокшино - Липин Бор - Белозерск - Шекснинское вдхр.

… когда я спросил бабку насчет качества дороги, она радостно заявила, чтобы я не беспокоился, - дорога гладкая, а в случае чего, она, бабка, будет сама машину выталкивать.
Для очистки совести я спросил у него, какова дорога до Лысой Горы. Юный сержант посмотрел на меня с большим недоверием и сказал: "Дорога? Что это вы говорите, гражданин? Какая же там дорога? Нет там никакой дороги"

Утро было чудесное! Солнце весело поблескивало в лужах и изящно подчеркивало ужасающую грязь на наших автомобилях. Саша опять заговорил о мойке. Но я, заглянув в описание трассы, скачанное из Сети, посоветовала ему не торопиться. Вообще до данного момента дорога была даже чуть лучше, чем мы ожидали (несмотря на погоду), и я надеялась, что дальше так и пойдет, но, как показали дальнейшие события, надеялась я зря.
"Скоростной грейдер" от Каргополя действительно есть. Мы, правда, поначалу осторожненько двигались по нему со скоростью 70 км/час. Но где-то на полпути мимо нас просвистел Opel с местными номерами, я пристроилась к нему в хвост, он замечательно протащил нас на средней скорости 90 км/ч оставшиеся полпути, минуя почти все ямы и ухабы, и свернул куда-то в деревню.

Мы еще немножко проехали и оказались в дер. Солза, которая в нашем описании проходила как граница ну очень отвратной дороги. Дорога действительно резко испортилась, и перед очередной довольно большой лужей Ваня предложил сфотографироваться, "а то, мол, дальше дорога пойдет лучше, а у нас ни одной фотографии на бездорожье". Но он напрасно волновался. За следующим поворотом мы увидели нечто, заставившее нас заглушить моторы и выйти из машин посмотреть. И вообще следующие 5 км напоминали водный поход: перед каждым препятствием надо остановиться, выйти и "просмотреть", чтобы потом не было хуже.
В первой грязи мы обошлись несколькими бревнами (которые предусмотрительно валяются рядом) и кучей веников из растущих у дороги кустов. Ваня, правда, немножко на нашу гать не попал, и его пришлось слегка толкнуть, но Сашка проскочил легко. Ваня был счастлив, ему так не хватало приключений!
На этом участке дороги мы огребли приключений за весь поход.
Километра через три мы оказались на берегу изрядно разлившегося ручья, пересекавшего дорогу. Видимо, когда-то через ручей был мостик. А потом его разобрали. Во всяком случае, какие-то бревна и доски с гвоздями и железными скобами валялись по обеим сторонам дороги. И мы задумались: а туда ли мы вообще едем? Трасса все-таки Каргополь-Вологда, Р1, "дорога с улучшенным покрытием", а мы ни одной машины не встретили, и не похоже, что тут вообще кто-нибудь ездит. Покрутив карту, мы убедились, что сбиться с этой столбовой дороги мы никак не могли. Мужики вздохнули (все, кроме Вани) и принялись возводить мост. Минут через сорок мост был готов. Он состоял из двух частей, каждая из которых представляла собой мостки из двух бревен и укрепленных на них с помощью железных скоб нескольких досок. По этому сооружению мы и переправились. Дорога дальше была отвратная, но вполне проезжая. Вскоре слева появились озера, которые лишний раз доказывали, что мы на правильном пути. Это же подтвердил и водитель МАЗа, который мы встретили еще минут через двадцать. Он был очень удивлен, увидев две "шестерки", спокойненько проехавшие по дороге, о состоянии которой он сам расспросил очень подробно, ожидая некоторые неудобства и для своей машины. А впереди, говорит, только одно препятствие осталось. Но для нас это уже было не препятствие. Следующий ручей был тоже не мелкий, но дно было твердое, и мы проскочили без проблем.
А еще через полчаса мы выехали на шикарный асфальт, который вскоре и привел нас к повороту на Липин Бор.

Из Липина Бора мы не сразу выехали в правильном направлении - сказалось обилие приключений и отсутствие обеда. От Липина Бора до Белозерска - приличный грейдер.
В Белозерске, куда мы добрались к семи часам вечера, первым делом бросились искать, где бы поесть. Нашли быстро, и привередничать не стали (вообще с этим делом в Белозерске все нормально).
После ужина (обеда?) экипажи обеих машин изрядно повеселели (Сашка опять вспомнил, что машина немыта, но порадовался, что не стал мыть ее в Каргополе. Вид у наших четырехколесных друзей действительно был весьма пропыленный и заслуженный. Но я посоветовала Сашке подождать хотя бы до Вологды).
Солнце уже садилось, и мы отправились осматривать город. Вообще отличное описание Белозерска есть на сайте "Малые города России". Добавить практически нечего. Единственно, летом город также тих и нетороплив, как и зимой. И действительно хорошо там побыть денек, другой.
У нас, к сожалению, такой возможности не было, и в половине девятого мы уже мчали на Кириллов. На одной из узеньких, заросших травой улочек, нас, правда, остановили ГАИшники, которые заметили нас за два квартала и поспешили "подрезать" на ближайшем перекрестке. Ну, ничего, проверили документы и отпустили. Скучно им в тихом Белозерске.

Паром на трассе в Кириллов работает до 20.00. Мы это знали, но хотели остановиться на ночь где-нибудь у воды, поэтому подъехали к самому шлагбауму. Шел дождь.
К воде было не подъехать, и мы просто свернули с трассы в лес, нашли уютную полянку и заехали на нее. Причем Сашка влетел передними колесами в какую-то канаву. Мужики вышли из машин, посмотрели, и завили, что все фигня, утром они Сашку быстренько вытолкают. Мы начали разбивать лагерь, и тут мимо нас по дороге промчался УАЗик. Через пару минут задним ходом вернулся. "Вы чего помочь не просите?" "Да ничего, мы сами" "Да уж, сами, самим вам не вытолкать" Из УАЗика вылезли два мужика, подцепили Сашкин "Жигуль" и выдернули его из канавы. Мы сказали "спасибо", и они уехали. Вот, Север!
Шел дождь.
Мы растянули все имеющиеся тенты над полянкой, разожгли костер, раскочегарили примус, поставили палатки и выпили "за здоровье Шестерых, чудом выбравшихся с трассы Р1!" Через некоторое время дождь усилился и превратился в настоящий ливень. Ах, как приятно было сидеть в палатке и знать, что она не протечет, потому что дождь уютно стучит не по ее крыше, а по тентам, прикрывающим всю поляну! Первый раз в жизни я спала в палатке и радовалась дождю. Тент - великое дело!
Ночью шел дождь.

День шестой

Шекснинское вдхр. - Кириллов - Ферапонтово

- Любопытно, - проговорил Эдик, разглядывая из-под ладони заросшие серые глыбы Аукалки и Плюни-Ядовитой. - А вход туда свободный?
- Свободный, - ответил Роман. - За пятачок.

Утром мы проснулись оттого, что в палатке было невыносимо душно. Дождь кончился, вовсю светило солнце, было жарко и весело. Мы подсушились, отбиваясь от слепней, и поехали к парому. Переправа заняла минут 15.
Было воскресенье, и в Кириллове гулял народ под руководством тети в кокошнике и под аккомпанемент веселых песен, народных и попсовых.
Оставив машины прямо напротив эстрады, мы пошли в монастырь. Цены в этом музее очень смешные. Например, за вход на стену мы заплатили по 5 руб., а за Машу так и вовсе 50 коп. Билет в келью стоит 2 руб. Плати - не хочу.
В Кирилло-Белозерском монастыре очень много туристов и сувениров. Особенно в воскресенье. В общем, с этого момента экзотическая часть маршрута, когда вокруг тишины и достопримечательностей почти столько же, сколько людей, закончилась. Дальше пошли места обжитые и туристами и турфирмами, фотографии и описания этих мест имеются в большом количестве, так что о них я расскажу кратенько.
Про Кириллов читайте там же в "Малых городах". Обедали мы в кафе "Перекресток" на углу ул. Ленина и Правды. Не очень вкусно, зато очень дешево. Закупились продуктами и выехали в Ферапонтово.
Монастырь чудный! Маленький, белый и тихий, как я люблю. Цены, правда, несколько другие, чем в Кириллове, и мы не пошли смотреть, например, фрески Дионисия за 75 руб.
Интернет обещал нам потрясающую стоянку, так оно и вышло, хотя не уверена, что стоянка была та самая. Мы приехали так: с трассы сворачиваем на Ферапонтово, потом направо к монастырю, и сразу (метров через 20-30) налево съехали на грунтовку, которая шла вдоль озера. Дорожка весьма разбитая, но мы проехали. Встали на мысу с потрясающим видом на монастырь. Ночь была белая, как и полагается. Солнце периодически выглядывало и красиво подсвечивало белый монастырь на фоне грозных темно-синих туч.
Ночью шел дождь.

День седьмой

Ферапонтово - Вологда - Пречистое (р. Соть)

Я крутил ворот и смотрел на свой "Москвич". У машины был усталый, запыленный вид, ветровое стекло было заляпано разбившейся о него вдребезги мошкарой. Надо будет воды долить в радиатор, подумал я. И вообще…

Утром солнце опять выгнало нас из палаток, а некоторых даже отправило купаться. Сашка долго ходил вокруг машины. В ярком солнечном свете ее немытое состояние уж очень бросалось в глаза, и мы стали бояться, что он надумает мыть ее прямо здесь, чтобы в большой заасфальтированный город Вологда приехать чистеньким и умытеньким. Поэтому мы быстренько поручили Сашке провести взаиморасчеты, поскольку после Вологды они с ЧК должны были покинуть нас и уехать в Питер. На какое-то время его это отвлекло, но до самого "разъезда" он ныл, что машина у него грязная, как будто мы и сами этого не видели.
По пути в Вологду меня первый (и последний) раз за это путешествие штрафанули. За превышение скорости на 15 км/ч! Я загляделась на Северо-Двинский канал - произведение инженерного искусства XIX века - и не заметила знака "сорок".
В половине третьего перекусили в какой-то колхозной столовой в деревне на трассе. Дешево и быстро.
В Вологде зашли в кремль и Спасо-Прилуцкий (действующий) монастырь.
В шесть мужики поехали направо на Череповец, а мы - налево на Ярославль.
В восемь часов вечера мы подъехали к реке Соть и решили на ней переночевать. Однако найти стояночку у воды нам так и удалось. Поинтересовались у местных, где они купаются. Выяснилось, что в Соти они не купаются, а купаются они в речке Уча. Нашли мы эту речку (дер. Пречистое). Ручеек, надо сказать, а не речка. Мы решили не заморачиваться, набрали воды на колонке и поехали ночевать в ближайший лес, который при ближайшем рассмотрении оказался посадками вдоль ж/д. Однако был уже вечер, нам порядком надоело скакать по окружающим трассу дорогам, и мы встали там, докуда доехали.
У палатки я нашла два подберезовика, и утром мы пожарили знатную яичницу из купленных в сельмаге яиц и этих двух грибочков. Поезда спать почти не мешали.
Ночью шел дождь.

День восьмой

Пречистое - Ярославль

Этот ночной дождь вышел нам боком. Выезжая со стоянки, мы влипли. В прямом смысле этого слова. Глинистую полевую дорогу развезло окончательно, и мы застряли по самые уши. Два часа (!) по щиколотку в грязи мы выталкивали машину. Вокруг нас простирались картофельные наделы, на которых ковырялись огородники и садоводы-любители. Временами они бросали на нас ничего не выражающие взгляды, а тем временем две симпатичные девушки, одна совсем маленькая девочка и один мужик пытались вытолкнуть загруженную под завязку "шестерку" из не очень большой по протяженности, но очень скользкой и глубокой ямы. Мы поднимали машину домкратом, подкладывали под колеса доски, но через полметра машина с них соскальзывала, и все начиналось сначала. Наконец Маша отправилась к ближайшему землевладельцу узнать насчет трактора. "А трактора тут только вечером бывают. Хотя вон в том доме у дедули был, кажется, узнайте". Маша пошла к дедуле. "А я, говорит, смотрю на вас и думаю: помочь, что ли?" (Два часа!) Трактор у него не завелся, но оба мужика пришли-таки к нам на помощь, и еще минут через двадцать мы выбрались.
Эта "заминка" заставила нас несколько изменить планы. Мы решили посмотреть Ярославль, а потом рвануть сразу в Тверь, поскольку в Углич-Калязин-Кашин мы в тот же день все равно не успевали, хотелось помыться, а к этому отрезку мы постановили вернуться "радиалкой". Денек в Твери я в описании пропущу.
В Ярославле мы погуляли по кремлю, забрались на колокольню и прошлись по волжской набережной. Город оказался на удивление чистым, уютным и очень нам понравился. А в губернаторском саду мы попали на колокольный звон. Тоже чудно. Хороший город Ярославль.
До Твери мы доехали без приключений, разве что попали на трассе в густой туман и горящие торфяники.
Дождя не было.

День девятый

Кашин - Калязин - Углич

Если надзиратель пьет чай - прекратите. Были сигналы: не чай он там пьет. В таком вот аксепте.

День в Твери я, как уж говорилось, опускаю. И если ехать из Ярославля, города будут, соответственно, в обратном порядке.
Утречком выехали пораньше. В Кашине погуляли по городу, прошлись вдоль речки Кашинки, купили продукции местного ликероводочного завода (особенно рекомендую бальзам "Старый Кашин", чудная вещь!)
В Калязине посмотрели на затопленную колокольню.
Храм Димитрия на кровиВ Угличе полным ходом шел ремонт дорожного покрытия на центральной улице. Утопая в свежезакатанном асфальте, мы прошли к кремлю.
Был будний день, и народу было мало. В Угличе мы зашли в "Палаты царевича Димитрия" (1482 г.) и в церковь "Димитрия на крови" (1692 г.) Нам понравилось. И даже если вы наизусть знаете историю царевича Димитрия, думаю, вам будет интересно послушать экскурсию, особенно если вы умеете получать кайф от восхитительной интонации экскурсовода.
Недалеко от достопримечательностей есть пристань, где недорого можно взять на прокат лодку или катамаран и покататься по Волге.
И вот в Угличе наша машинка преподнесла нам сюрприз. Садится Ваня за руль, поворачивает ключик, а машина говорит "чик". И все. Полезли мы под капот, подергали разные проводочки - никакого результата. Подошел мужик, посмотрел и говорит: "это у вас втягивающее реле". Ну, реле так реле. Потолкали метров 200, завелись. Вот от этих-то неприятностей и случилось у нас вечером происшествие.
Ночевали мы на Угличском вдхр. Место отличное: сосновый лес, песчаный пляжик, относительно чистая вода и можно легко проехать на машине. Рассказываю: выезжаете из города по Ленинскому шоссе (насколько я поняла, там раньше и был выезд на Тверь), метров через 700-800 после выездной стелы (почти сразу как мостик переедете) направо уходит дорожка с указателем на лагерь "Юность". Вот по этой дорожке вы до стоянки и доедете. Их там много вдоль берега.
Разбили лагерь (причем, в процессе парковки машина заглохла, и откатывали с дороги мы ее вручную). Достали две бутылочки винца, открыли… а винцо-то прокисло! Пришлось вылить. От всех этих неприятностей Ваня расстроился окончательно и говорит: "А не выпить ли нам спирта?" (Была у нас с собой бутылочка, для медицинских целей) Взял Славка стаканчики, налил спирта, долил воды из бутылки, ну, говорят, за погоду. !!!!!!! Хорошо, что наши мужики водку залпом не пьют, потому что в бутылке из-под воды оказался бензин. Плевались они долго. Мораль номер один: пить вредно. Мораль номер два: нюхать надо, что пьешь!
Вот таким - неординарным для нашей компании, но вполне привычным для Русского Севера - событием и закончился, в общем-то, наш автопробег.


Про Машку

"А как насчет крылышек? - спросил я. - Или, скажем, сияния вокруг головы?"

Как Машка ехала

Ехала Маша отлично. Мы, конечно, старались примерно каждые час-полтора останавливаться минут на 10, если Маша не спала, чтобы дать девочке побегать. А в остальное время Маша в машине: смотрела в окошко, смотрела картинки в книжках, слушала сказки, расшнуровывала шнурочки на всем, что находила, ползала по заднему сиденью и маме (или папе) и это говорило о том, что пора остановиться.

Как Машка спала

Днем Маша спала в машине. На заднее сиденье клали подушку, сверху Машу, рядом маму, а в щель между задним и передним сиденьем запихивались различные вещи, чтобы Маша не упала.
Ночью Маша спала в палатке в специально сшитом для нее спальнике.
Когда мы ходили на Порженский погост (30 км), Маша спала в рюкзаке у папы за спиной.

Как Машка ела

Сразу оговорюсь: на Машин аппетит мы никогда не жаловались, так что и походе она ела все, что давали и столько, сколько надо. Завтрак (9.00) Тюря из печенья с молоком или яйцо. Бутерброд с сыром. Молоко. Сыр Маша очень любит и может съесть очень много, поэтому завтрак был достаточно плотным именно зачет сыра.
Обед (13.00) Детская растворимая каша с молоком, разведенная кипяточком. Молоко.
Полдник (17.00) Творожок. Яблоко или банан. Молоко или сок.
Ужин (20.00) Что-нибудь готовое из баночки. Или общий ужин (картошка, рис), только не с тушенкой, а с детским мясом опять же из баночки. Сок.
Время варьировалось до полутора часов..
Обед с ужином мы меняли местами в зависимости от обстоятельств. Когда все обедали (или ужинали) в кафе, брали Маше пюре и заправляли мясом. В машине всегда был термос с кипятком, которым, в случае необходимости, можно было развести кашу или разогреть готовое пюре
Молоко брали стерилизованное. Творожки детские покупали при каждой возможности.

Как Машка одевалась

Памперсы мы использовали только ночью и в городе на прогулке, если было прохладно. В особо комариных местах очень пригодился легкий нейлоновый костюмчик с капюшоном и штанинами со шнурочками внизу. А так - по погоде.

Как Машка вообще

Вообще Маша была большая молодец и особых проблем родителям не доставляла. Она с удовольствием бродила вокруг стоянки в лесу, катала коляску в городах, забиралась в машину, когда пора было ехать и т.д. Воду для обливания Маши мы слегка подогревали на костре, потому что лето, как уже говорилось, было довольно прохладным. От комаров мы мазали ее "Москитолом", потому что их там было ну очень много. А покусанные места (все равно ведь покусали) протирали крепким раствором пищевой соды.

Домой



Сайт создан в системе uCoz