По горному Крыму и пещерным городам

Бахчисарай (Чуфут-Кале, Успенский монастырь) - Мангуп (Эски-Кермен, Шулдан) - Большой Каньон Крыма - Ай-Петри - Форос - Севастополь - Балаклава

Август 2001

Автор: Аня

Домой

Это такое кратенькое и без особых эмоций (потому что прошло уже почти два года) описание, но может без эмоций и лучше, информативнее и короче. Если у вас совсем мало времени, смотрите сразу эпилог.

20.08

Бахчисарайский КСОПриехали в Бахчисарай в 3:40. Южная ночь, сами понимаете, темно. На площади у вокзала стоит машина ДАИ. Подходим, спрашиваем, как пройти в КСО. "Идите прямо" Идем прямо. Идем, идем, вдруг сзади подъезжает машина и тормозит рядом с нами. Тот самый ДАИшник: "Вы не туда идете, надо правее" Сворачиваем на соседнюю улицу. Немного плутаем, наконец, находим забор с флагом. Таблички нет. Темно. Калитка открыта. Дверь в дом тоже. Потихонечку заходим и всех будим. Нас немедленно угощают чаем-кофе.

Успенский монастырьПотом наши мужики долго сидят с их мужиками и обсуждают маршрут. Нам дали много дельных советов, в частности по тому, какие участки маршрута нет смысла идти пешком, потому что ничего интересного там нет. Во дворе растет виноград, и нас угощают. Бежим в Успенский монастырь. Раннее утро, поэтому народу никого. Над горами летит звон колоколов. Тихо и спокойно. Лепота! Идем в ханский дворец. Открывается в 9:00, но пускают только с экскурсией. Ждем экскурсию примерно полчаса. Проходим по дворцу, все очень быстро, и группа немаленькая, поэтому чтобы сфотографироваться просимся зайти еще раз. Пускают.

Заходим в кафе напротив, перекусываем чебуреками. Вполне прилично. У дворца покупаем первую в этом сезоне пахлаву.

Чуфут-КалеВозвращаемся в КСО, оплачиваем всякие сборы. Причем я бы не сказала, что с нас пытались взять побольше денег, скорее наоборот. Идем в Чуфут-Кале. Вход платный. Народу много, но зато есть экскурсоводы, урны и информационные таблички. (Почему я обратила на это внимание, поймете позже) Чуфут-Кале. Колея Бегом бежим обратно, т.к. в КСО нам сказали, что нужный автобус отходит в 16:00. Забираем рюкзаки в КСО, прощаемся, бежим на маршрутку. Уехать удается только на второй. Платим вдвое, и то после препирательства с водителем на предмет нашего количества и рюкзаков. Как ни странно, за нас вступилась тетенька из пассажиров, которая сказала, что ребятам, мол, тоже ехать надо, а мы потеснимся.

Автобус оказался в 16:40. До Холмовки через Залесное. Ехали минут 50. Приходим на турстоянку "Мангуп". Народу на стоянке много. Непосредственно на оборудованной утоптанной полянке мест нет, нас размещают в рощице под забором:) Но мы не расстраиваемся, так даже уютнее. А еще у самой стоянки есть такой… м-м-м… типа пруд с пресной водой. Мы в нем даже несколько раз искупались. Запиваем ужин "Садами Эдема" и ложимся спать в 22:00.

21.08

Просыпаемся в 6:30. Завтракаем, собираем шмотки в рюкзаки (палатки оставляем) и сдаем на хранение на склад. В 9:00 выходим к Мангупу. Но только мы сворачиваем с дороги на тропинку, которая ведет вверх, нас догоняет злой мужик с теткой на белом "Москвиче" и начинают на нас орать за то, что мы не оплатили вход. "А где?" - искренне удивляемся мы. "Вы что, кассу не видели?!" "Нет" Выясняется, что касса стоит у самой трассы, а когда выходишь со стоянки, то мимо не проходишь. Немножко еще поругались, но по гривне с человека заплатили. За что, спрашивается? На Мангупе, в отличие от Чуфут-Кале, нет ни урн, ни табличек, ни, кажется, экскурсоводов. Мы, во всяком случае, ни одного не встретили. А жаль, потому что когда мы поднялись наверх и увидели только гладкое плато, поросшее жидкой травой и редкими кустиками, мы поняли, что экскурсовод (или какие-никакие указатели) нам бы очень пригодились. Как мы выкрутились, увидите позже.
Вид на МангупНаверх мы поднимались с двумя остановками. Оно вам станет и понятно, если вы посмотрите на этот вид на Мангуп снизу, от стоянки. По пути нам попался "Женский" родник. Чем он именно "женский" я уже не помню, но вода в нем очень холодная и вкусная.
Мангуп. Вид на окрестностиНаверху забираем чуть влево, пробираемся через кусты и оказываемся на смотровой площадке, с которой открывается потрясающий вид на окрестности. Потом возвращаемся на тропу и ищем, где же здесь, собственно, пещерный город. И как только натыкаемся на первые пещеры, тут как тут оказываются и первые пещерные жители. Дело в том, что на Мангупе летом живет масса народа. Народ этот неприхотлив, питается тем, что "Мангуп пошлет", Но пьет, по-моему, не только воду из пресловутого родника. Вырезают всякие штучки из можжевельника, делают другие "сувениры" и проводят экскурсии. Один из этих людей по имени Волчонок провел такую экскурсию и для нас. Причем цену предложил нам назначить самим по окончанию маршрута.
Мангуп. В цитаделиЭкскурсия с точки зрения историка, думаю, ужасающая, зато мы увидели почти все (некоторые даже спускались по почти отвесной стене в пещерку, которую сверху и невидно) и услышали очень много об "энергетике Мангупа, Духе" и т.д. В качестве бонуса нам было предложено услышать "сердце Мангупа". Для этого надо было залезть в пещеру естественного происхождения, которую мы сами тоже вряд ли бы нашли, и уж во всяком случае, не рискнули бы туда залезть.
Мангуп. Пещера Пещера интересна уже самим фактом своего существования в этом массиве. Но "сердце", к сожалению, в тот день не стучало. За все это удовольствие мы заплатили 5 гривен и банку лосося. А ребята нам еще и показали тропинку с другой стороны Мангупа, по которой нам было сподручнее идти в Эски-Кермен. Называется она почему-то Кабанья тропа. Там, кстати, тоже есть маленький родничок, у которого живут люди.

Спускаемся до дороги и встаем на обед в живописном месте. Пока мы обедали, прошел дождик, но оно даже и приятно, потому что жарко и пыльно. После обеда нам нужно было выйти на трассу. Мы повернули направо и спускались прямо через поле. На трассу мы вышли, но где конкретно находимся, не знали. Правда, табличка на трассе была: "Колхоз "Украина". Мы уже порядком устали и в Эски-Кермен в тот день решили не ходить. (На следующий день, когда мы возвращались из Эски-Кермена, мы вышли в аккурат к этой табличке. Но кто же знал!)
А в тот вечер мы отправились на стоянку, поужинали и на этот раз грамотно запивали ужин вином "Эски-Кермен". После такой подготовки мы не могли туда не попасть на следующий день. Спать легли, когда стемнело - в 21:30.

22.08

Эски-КерменПодъем, как обычно, в 6:00. Выходим в 8:30. Идем по трассе на Залесное до таблички "Терновское лесничество", там сворачиваем влево. От таблички идет тропа, которая постепенно превращается в дорогу. Мы проходим пару развилок, коллективно решая, в какую сторону свернуть.
Через некоторое время мы слышим странный гулкий звук. Мы как раз идем через лес, и звук этот создает атмосферу, я бы сказала "фэнтазийную". Через пару сотен метров мы выходим к "гукающему" источнику. Это такой ручеек, образующий у дороги небольшой бассейн; он-то и издавал эти странные звуки.
У источника мы встречаем двоих ребят, которые идут из "Черного города" (Эски-Кермена). По их словам, вход там сделали платным - 2 гривны, и они решили сходить лучше в монастырь Шулдан, где платить не надо.
Эски-КерменМы идем дальше, и скоро выходим к Эски-Кермену. Тропа наверх идет мимо храма в обломке скалы. Рядом растет дерево, увешанное тряпочками. Поднимется наверх. Туристов нет! Вообще! Возможно, мы просто рано пришли, но это отсутствие людей делает впечатление от города просто потрясающим! Действительно, мертвый город. Только камни, деревья, солнце и мы. Жалко, что мы немного торопились, иначе там можно было бы провести целый день. Правда, думаю, к середине дня появились бы люди, и стало бы не так интересно.
Эски-КерменНа обратном пути внизу нас встречают "работники музея". В каком месте там музей, непонятно. Да и брать деньги с людей, которые просто проходили мимо как-то нехорошо. Если бы нас застали наверху или на входе, мы заплатили бы без вопросов, а так… В общем, отмазались.

Идем обратно до "гукающего" источника и сворачиваем по дороге направо. Довольно долго идем вдоль ручья. Потом проходим два прудика, стол со скамейкой, небольшую поляну, лес с ежевикой (ее очень много, только она еще не совсем спелая). Потом выходим на большой луг с холмиком посередине. Ну и где же монастырь? На другом конце луга у входа в лес есть маленькая тропинка влево. Я накручиваю на свой "Зенит" телевик и рассматриваю горы слева. Ну, что-то похожее на пещеры там есть. Мы решаем рискнуть, и сворачиваем на тропу.
Идем по узенькой тропке вдоль скал довольно долго, но развилок больше нет, так что через некоторое время мы все-таки выходим к монастырю Шулдан.
Шулдан. ЦерковьВ отличие от пещерных городов, виденных нами ранее, этот монастырь расположен не на плато, а в скале. Пещер сохранилось немного, но вся система настолько отличается от Чуфут-Кале и др., что дойти туда стоит.
Шулдан. Лестница в никудаОбратно выходим по тропе, ведущей по направлению к трассе (трасса сверху хорошо проглядывается) и спускаемся к табличке "Колхоз "Украина".
Все устали, очень жарко, и хочется чего-нибудь большого и светлого в завершение такого славного перехода. Поэтому на этот раз мы не проходим мимо кафе-бара "Мангуп", который в предыдущий день мы проигнорировали, несмотря на зазывное мяуканье кошки, вылезшей из кустов на трассу и провожавшей нас до этого самого бара. Сегодня кошка опять вылезла и опять мяукала, так что мы восприняли это как знак и решили зайти. И не зря. В кафе очень приветливый персонал, вкусные чебуреки и манты (6 гр.) и холодное пиво (2 гр.)
Возвращаемся в лагерь, собираемся и уезжаем в Соколиное через Залесное в 17:15.

В Соколином мы не успеваем выйти из автобуса, как нас атакуют местные перевозчики, чтобы доставить нас до Ай-Петри или Большого Каньона. Причем наше количество (нас было 6 чел.) их не смущает. Каждый из них утверждает, что их "Жигуль" ("Запорожец", "Ока") легко перевозит 6 (7, 8, 10) человек с рюкзаками (лыжами, байдарками). Однако у нас в планах ночевках на пока неизвестной нам речке Кокозка, поэтому мы отвязываемся от них (с трудом, надо сказать) и идем закупаться в местный магазин. Закупаемся как следует, потому что следующие магазины ожидаются уже на побережье. Арбузы в Соколином были по 1,50 (почти 10 руб.) за 1 кг. Так же как в Питере осенью.
Речка КокозкаПроходим через поселок, находим речку и идем вверх по течению 1,5-2 км. Приходим уже в сумерках, поэтому как следует оглядеться не удается, но как оказывается утром, место мы выбрали неплохое. Даже хорошее. Стояли в лесу без подлеска. Речка мелкая, но зато очень чистая, холодная и живописная. Народ все утро плескался в воде. Правда. вечером нас немного доставали какие-то мелкие кусачие мошки.

23.08

Утром мы не торопимся. Народ идет мыться, бриться, и просто купаться, а мы с Ваней идем за хлебом и фруктами. Фруктов в Соколином не было, рыночек вообще напоминает наши северные (правда, к нам хотя бы тропические фрукты привозят). Из местных овощей-фруктов только лук и морковка. Но фруктов уже хочется, и чтобы не совсем зря ходить, покупаем неспелых груш всем по штучке. Возвращаемся в лагерь и выходим к БКК часов в 11.
Идем по дороге вдоль реки вверх по течению. Через некоторое время видим внизу на берегу бабушку среди палаток. Подходим уточнить дорогу. Бабушка, оказывается, ждет детей-лыжников с тренировки. Идем мы правильно. Еще через несколько сотен метров переходим речку вброд и выходим на трассу.
У БКК хотели купить вина, чтобы выпить вечерком после перехода, но выбор там маленький и все страшно дорого. У входа есть камера хранения (1 гр.) Бывалые туристы, которых мы встречаем у входа, говорят, что Каньон проходят за 4 часа. Платим за вход (4-5 гр.) и входим.

Сразу у входа начинается пологий, но очень длинный подъем. Потом тропа некоторое время идет поверху. Сверху хорошо видно, что БКК - действительно каньон. "Цивильным" туристам (это те, кто в панамках и пляжных тапочках) в БКК показывают Голубое озеро (небольшое живописное озерцо), источник Пания (родничок) и "ванну молодости" (пожалуй, наиболее достойно внимания) Это такой маленький, но глубокий водоемчик с ледяной водой, в который можно нырять или просто съезжать с окрестных скальных выступов. Народу!!!… Мы отходим немножко за "ванну" и располагаемся на обед. (В БКК костров жечь нельзя, о чем нас дополнительно предупредил встреченный по дороге лесник - впрочем, весьма вежливо, - но у нас с собой примус).
Большой Каньон КрымаМимо проходит толпа чайников:) с большими спальниками, привязанными к зеленым рюкзакам (не хочется их обидеть, но уж больно смешная у них была снаряга, полученная, видимо, в каком-нибудь доме отдыха). Народ идет прыгать в ванну, а я остаюсь, потому что прохладно, и лезть в ледяную воду не хочется.
Мы едим супчик и идем дальше. (Надо сказать, что все самое интересное в БКК как раз после "ванны молодости". Так что "цивильные" туристы много теряют.) Начинается мелкий дождик. Мы идем потихоньку, и вдруг видим посреди тропы мешок с рыжей палаткой. Возникает мысль взять ее с собой, чтобы торжественно преподнести хозяевам, но вдруг они шли в другую сторону? И мы оставляем палатку лежать.
Через некоторое время дождь усиливается. Мы останавливаемся под скалой переждать. Дождь вскоре стихает, и мы идем дальше. "А горы все выше, а горы все круче, а горы уходят под самые тучи." В нашем случае скалы действительно становятся выше и подходят вплотную к тропе. Дождь опять усиливается, но пережидать некогда, потому что ночевать в каньоне никому не хочется, а скоро начнет темнеть. Потом пошел град (довольно крупный), где-то наверху грохочет гром и отдается в скалах. Темно и очень "приключенно". Даже немного страшновато, потому что кажется, что это не гром грохочет, а какой-нибудь обвал.
БККЧерез некоторое время нам встречаются первые препятствия из раздела "туртехника". Скалы подходят к самой тропе, и дорогу нам перегораживает стенка высотой метра два. К стенке заботливо прислонено бревно. По этому бревну мы и перебираемся на другую сторону. Бревно скользкое и лезть по нему с рюкзаками тяжело, но нас много, и мы быстренько организовываем переправу по принципу "перелез сам - возьми рюкзак у товарища". Таких стенок на маршруте 4-5.
Под ногами появляются огромные камни, по которым приходится прыгать. Очень весело. Особенно если бы они были сухие. Навстречу идут люди. Интересуются, как там дальше. У нас аналогичный вопрос. Как выясняется, дальше, все-таки, хуже.
БКККаньон начинает потихоньку затапливать, и вскоре мы оказываемся перед огромной лужей глубиной по попу, на берегу которой выстроилась очередь "больших спальников", чтобы перейти ее вброд. Ждать долго, да и не настолько мы пока вымокли, чтобы так смело нырять в холодную мокрую воду. Народ лезет куда-то вверх, а я аккуратненько прохожу (точнее, почти проползаю) по узенькому парапетику вдоль стенки.
Через следующую лужу перекинуто бревно, и мы проходим "преодоление водной преграды по бревну". Удачно. Стены становятся ниже, и вскоре мы натыкаемся на небольшую толпу "больших спальников" с проводницей, которые поджидают своих менее быстрых товарищей (вообще нехорошо кидать неподготовленных людей в этом месте, да еще в такую погоду, мало ли что, могут и ногу сломать нечаянно). Выясняется, что та рыжая палатка была их палаткой. Да, не повезло.
Тропа выходит в луга и сворачивает к роднику. Это последний источник воды до Ай-Петри, поэтому утром мы там "заправляемся".
Поднимаемся немного вверх и встаем на ночевку. Дождь перестал, но не успели мы поставить палатки, как опять начался и шел всю ночь. Ужин готовит Ваня как обладатель самой непромокаемой одежды. Мы не рассчитывали, что в Крыму летом нас застигнет такой потоп, и вещи не герметизировали, так что вымокло почти все, у некоторых даже спальники. Делим сухие вещи на всех, но все равно холодно и мокро. Народ решается погреться "ершиком", приготовленным из случайно оказавшей бутылки пива и спирта из аптечки. Мне приходится отказаться, потому что есть у меня подозрение, что нас уже двое:) (подозрение, кстати, когда мы добираемся до ближайшей аптеки, оправдывается).

24.08

Утром просыпаемся поздно и долго думаем, сушиться или нет. В лесу еще сыровато и мы развешиваем вещи только на время завтрака, а досушиться решаем наверху. Набираем воды в роднике и выходим необычайно поздно для этого нашего похода.
Куда идти мы точно не знаем, так что некоторое время идем по руслу реки, а потом ломимся вверх по левому склону. Ломимся долго. Склон крутой, и мокрые рюкзаки потяжелели, по-моему, раза в два. Почти на самом верху выходим на тропу, на которой периодически встречаются метки маршрута. (Есть у меня подозрение, что подъем там все-таки попроще, надо только знать где именно подниматься.) Вскоре мы выходим на поляну, залитую солнцем. Ура!
На солнце приятно жарко и сухо, и мы решаем сделать хороший привал. Раскладываем на травке мокрые вещи, раскладываемся сами и балдеем на солнышке, перекусывая сухпайком. Мимо проходят "большие спальники" (молодцы какие! они ведь тоже порядком промокли, в их-то палатках!) Через полчаса собираемся и идем дальше. "Спальники" остаются отдохнуть.
Погода замечательная, и идется весело. Поднимаемся на холм с замечательным видом на яйлу и белые шары обсерватории. Пейзаж подернут легкой дымкой и выглядит фантастично (жаль, фоток почему-то нет).
Трасса в том месте делает порядочный крюк, но видно, что с холма идет хорошая тропа в нужном нам направлении. Еще минут через сорок мы встаем на обед. Мимо нас проходят "большие спальники" На обеденном перерыве выясняется, что я схватила-таки клеща в БКК. Мы его аккуратненько вытаскиваем и идем дальше, к Ай-Петри.
На самом подходе к Ай-Петри, когда мы уже идем по трассе, на нас обрушивается ливень. Мы пережидаем, пока он немного не стихнет под каким-то жидким кустиком, и бежим бегом к станции канатной дороги. Под пути нам встречаются перевозчики, которые предлагают отвезти нас в Ялту и утверждают, что канатка не работает. Мы их игнорируем и оказываемся правы. Дорога действительно не работала 2 дня, но сегодня нам повезло. На Зубцы лезть сил уже нет, и мы решаем спускаться к морю. Канатка стоит 9 гр. с человека и 4 гр. с рюкзака.
Спустившись, оказываемся в Мисхоре и едем на маршрутке до воронцовского дворца (можно было и пешком, но мы еще не очень хорошо соображали, где находимся.) Проходим по парку (некоторые из нас там еще не были) и выходим к автобусной станции. Нам хотелось доехать до Фороса. Или хотя бы до Симеиза. Но автобусов очень мало, ждать долго и не факт, что сядешь. Берем две машины до Симеиза. Нам водила попался молчаливый, а вот ребята из второй машины своего разговорили, и он предложил напарник подвезти нас до Фороса. Гораздо дешевле, чем они же предлагали на станции. Две машины за 30 гр.
Приезжаем в Форос. Закупаемся помидорами (ужас как хочется салатика!) и вином (оторваться за "ерш" в БКК). На всякий случай обходим охрану санатория на набережной и выходим на пляж. Довольно прохладно, но не зря же мы, наконец, выбрались к морю, так что все отважно лезут в воду. Спать жестковато и съезжаем всю ночь, потому что все ровные места на пляже заняты, а нам достались уже горки.

25.08

Утром поручаем шмотки соседям и на автобусе в 9:50 едем в Ялту, а оттуда в Никиту, в ботанический сад. Некоторые товарищи хотели перелезть через забор, но, увидев охранника с собакой, передумали. Ну и хорошо. Экскурсия интересная. Закупаемся эфирными маслами.
Выходим проголодавшиеся и ломимся в бар "Фортуна", расположенный на трассе прямо на автобусной остановке. Не ходите в бар "Фортуна"! Местных блюд там не подают. Зато есть яичница и пельмени (по 3 гр.) почти без сметаны. И соки только сладкие, а когда мы собирались сбегать в соседний магазин, чтобы купить томатного, нам заявили, что у них так не принято. И вообще обслуживание оставляет желать лучшего.
Едем на троллейбусе в Ялту, погулять. В Ялте очень вкусные и очень дешевые пирожные! И виноград.
На автобусе в 18:30 возвращаемся в Форос и гордо топаем на пляж прямо через проходную санатория. Охрана на нас не обращает никакого внимания.

26.08

Встаем в 6:00, собираемся и идем на автобус (9:00 до Севастополя). Приходим в 8:20, но мест уже нет. Автобус переполнен, очень душно и в горку забираемся с трудом. Билет от Фороса до Севастополя - 3,5 гр. и 1 гр. за багаж.
Выходим на 5 км. Ура! Дешевые фрукты, отличный курс обмена и наконец-то фаршированные баклажаны и прочие прелести крымской кухни. В киосках на остановке холодное вино в розлив. По цене лимонада.
Едем в Балаклаву. Рынка там нет. Кран с пресной водой во дворике на улице, параллельной пристани. Напротив - отличная дешевая столовка "Листригон". Там пирожки, мясо в горшочках, вино в розлив и вообще нам понравилось. Мы перекусываем и на катере (1,5 гр.) едем на Ближний пляж, давно знакомое нам отличное место, где пожить пару дней. Часов до 4 разлагаемся, купаемся и греемся на солнышке. Потом народ лезет в Чембало. Тепло, хорошо, чисто, тетки носят пахлаву и кукурузу, в общем, дальше пошла обычная пляжная жизнь, которая в первый-второй день после гор и БКК кажется просто раем.
На этом все, дальше не так интересно, хотя и в Севастополе нас ожидало немало приключений.

Эпилог

Итак, самые сильные впечатления, это, конечно, Большой Каньон Крыма. Но нам там еще и с погодой "повезло", думаю, в сухости и солнечности там не так жутковато.
Далее - Эски-Кермен. Причем при условии отсутствия туристов (надо приходить пораньше).
Рекомендуем пользоваться турстоянками - не надо таскаться с рюкзаками, да и расскажут все подробно. То же относится и к Бахчисарайскому КСО.
Сервис в Крыму оставляет желать лучшего (не новость, и к КСО это не относится). Деньги дерут все, кто могут и не всегда получаемые товары или услуги этих денег стоят.
В Балаклаве классно стоять на Ближнем пляже (тоже не новость). В Севастополе хороший курс и дешевый рынок.

Домой

Сайт создан в системе uCoz