Восточное побережье Крыма

1997

Home

Этот поход является одним из походов по Великому шелковому пути, совершенных Клубом им. Марко Поло. Но это неважно.
Важно другое - это описание предназначено или для просто любопытных, или для людей, задумавших пройти тем же маршрутом, с той же целью, и с той же степенью подготовленности, а именно:

1. Цель
    Цель была очень простая: пройти (или проехать) по побережью от Феодосии до Алушты, максимально впитывая атмосферу древности, красивости, а также крымские вина и фрукты, море и солнце, воздух и горы, ночуя в палатке или под открытым небом, не придерживаясь строгого графика.
  2. Маршрут экспедиции
    Феодосия - Коктебель - Судак - Новый Свет - Алушта
  3. Степень подготовленности участников
    Степень подготовленности варьировалась от очень неплохой (для равнинного жителя Твери) до полного отсутствия таковой.

Феодосия

Приехали мы поздно вечером, точнее сказать, ночью. Темно, тепло и толпы отдыхающих. Надо где-то ночевать. На городском пляже как-то не хочется - мало ли кому вздумается на нас наступить. К тому же вдоль пляжа в Феодосии (как, впрочем, и в большинстве других южных городов) тянется местный Монмартр, где жизнь не затихает круглые сутки. А спать хочется.
К счастью, с нами был человек, который в детстве отдыхал в Феодосии. Мы смело свернули от вокзала налево, долго-долго шли и вышли к крепости. Поднялись под самую стену, скинули рюкзаки, залезли в спальники и, не успев ощутить всей прелести крымской ночи и толком понять, что МЫ УЖЕ В КРЫМУ, заснули.
Зато утром мы все это прочувствовали. Разбудили нас петухи и солнце. Ночью окружающего мира было не видно - темно. Утром выяснилось, что мы лежим практически посреди города, в ста метрах от нас пролегает небольшая улочка, застроенная маленькими домишками, по ней снуют люди и всякая домашняя живность, солнце сияет, море сверкает, петухи орут, и спать дальше нет никакой возможности. Вам это покажется странным, но мужики наши не сразу это поняли, и поднять их нам удалось с трудом.
Мы облазили крепость (ее там совсем мало осталось) и отправились в город. Вывалились на пляж прямо с рюкзаками, отправили десант за фруктами и вином и пощупали море. Море было очень холодное, и в тот день не все из нас решились в него влезть.
Перекусив абрикосами со столовым вином, мы занесли рюкзаки в камеру хранения на вокзале (это совсем недорого, а жизнь существенно облегчает) и набрали воды в привокзальном туалете.
В Феодосии мы посетили:

В Феодосии мы НЕ посетили музей А. Грина, уже не помню почему, но очень об этом жалею.
В тот же день мы отбыли в Коктебель на катере. К сожалению, расписания нет, но мы настоятельно рекомендуем совершить хотя бы одну морскую прогулку на маршруте. И Феодосия-Коктебель - хороший вариант.

Коктебель

В Коктебеле мы были к вечеру. Береговой ландшафт весьма примечательный, хотя кому-то может показаться скучновато-тоскливым.
Если сойти с пристани и пойти вправо (т.е. на восток) вдоль берега, вы попадете в так называемую "зеленку". В этой "зеленке" стоят люди. А также просто люди. С палатками и без оных. Компаниями и семьями. С примусами и кострами. И никакие лесники их не гоняют. Но палатку стационарно все равно лучше не ставить. Мы держали все вещи в рюкзаках и когда уходили, оставляли их под присмотром соседей.
В этой же "зеленке" есть дрова. Во всяком случае, были, когда мы там стояли. Пресная вода там далеко, но зато там тихо, до курортников далеко, а вокруг масса интересного народа. И чистое море.
Коктебель - это ночная жизнь. Вдоль берега идет целая улица летних кабачков. Двусторонняя. Тянется она километра на полтора. В каждом кабачке своя музыка, свои вина, но во всех - шашлык из осетрины.
В Коктебеле мы посетили дом-музей Волошина. И вам советуем. Помимо всего прочего из огромного окна его студии открывается потрясающий вид на море. Хотя некоторые товарищи предпочли чебурек с пивом. Тоже, конечно, неплохо, но не в Крыму же!
Из Коктебеля выбирались на попутке. Вообще-то из Коктебеля в Судак ходит автобус. Но плохо. Поэтому мы поймали какой-то "Кадиллак" и залезли в него впятером с рюкзаками. Заплатили 10 грн. Не дороже, чем на автобусе. Спецы могут попробовать "стоп", но мы путешествовали "цивилами", с некоторым количеством свободных денег и хотели уехать все на одной машине и быстро.

Судак

В Судаке закупились фруктами на рынке (он находится на ул. Ленина, по пути к крепости, если идти от Коктебеля (карта). Фрукты там дешевле, чем где бы то ни было на побережье). Воды можно набрать из крана там же. Прошли мимо ворот крепости и свернули к морю уже на самой окраине Судака, по ул. Южной мимо санатория "Сокол".
Искупались на ближайшем пляже (причем на цивильный пляж санатория мы с рюкзаками не полезли и остановились чуть в стороне, как раз под табличкой "Опасно! Оползни!") Приготовив обед и перекусив, мы спрятали рюкзаки в кустах на горе над трассой на Новый Свет у самого выезда из Судака и отправились искать бесплатный вход в крепость.
Таковых оказалось несколько. Один из них - разрыв в сетке-"рабице", куда шли все. Но нам это показалось недостаточно романтично. Мы перелезли через полуразрушенную крепостную стену, граничащую с каким-то домом отдыха (крепость реставрируется, поэтому за сохранность этой "дырки" мы не отвечаем, а через полноценную стену перелезть могут не все). У того разрыва в сетке стоял красный "Жигуль" и отлавливал "зайцев".
Крепость в Судаке посмотреть стоит. Так же как и послушать экскурсию, примкнув к какой-нибудь группе. Помимо истории крепости вам расскажут много красивых легенд, которые оживляют даже самые скучные развалины. А это определение никак не относится к Судаку. Крепость огромная, с множеством разнообразных построек и весьма неплохо выглядит (некоторые члены нашей экспедиции сразу стали прикидывать, какие замечательные "ролевухи" там можно проводить). Выделите на прогулку по крепости хотя бы пару часов - не пожалеете. Только возьмите с собой чего-нибудь попить.
Из Судака мы звонили мамам. Там на пункте междугородней связи была совсем маленькая очередь.
К вечеру погода испортилась. Мы купили вина и пошли устраиваться на ночлег. Я предложила переночевать на той же горе, где мы оставляли рюкзаки, но народ тянуло к морю.
Мы улеглись под той самой табличкой. Ночью пошел дождь, и мы перебрались на лежаки под крышу. Утром на разбудило унылое пошаркивание метлы уборщицы. Уже начали прибывать самые нетерпеливые курортники, и нам пришлось сваливать.
На тот день была назначена помывка-побривка. Мы нашли за пляжем санатория симпатичный овражек с ручейком на дне, мужики остались там бриться и готовить обед, а мы отправились искать баню.
Городская баня в Судаке одна. И в тот день (ну не записывали мы тогда такую полезную информацию!) там был выходной. На центральном пляже нам предложили снять сауну - ну ОЧЕНЬ дорого - или помыться в душе на платном пляже (под тонюсенькой струйкой холодной воды).
В одном из домов отдыха (кажется, "Судак") на берегу была сауна по вполне приличным ценам. Но когда мы туда зашли, выяснилось, что на сегодня и завтра мест нет. Мы совсем упали духом и стали уговаривать тетеньку-администратора, расписывая наше грязное состояние самыми впечатляющими красками, пустить нас помыться хоть куда-нибудь, только не очень дорого. Тетенька сжалилась и пустила нас в подвал под душ (видимо, служебный), где была нормальная горячая вода, и мы отлично помылись, отблагодарив только огромным "СПАСИБО!" от всей души.
Мужики тем временем побрились у того самого ручейка, сварили обед и компот из алычи с ближайшего дерева. После обеда мы отправились в Новый Свет.

Новый Свет

На этот раз мы шли пешком. Прямо по шоссе. Это приблизительно 5 км. На подходе к Новому Свету над шоссе справа возвышается гора "Сокол", весьма популярная среди скалолазов. Слева от шоссе, внизу, на узкой полоске пляжа стоят эти самые скалолазы и еще кое-какие люди. В том числе нудисты.
Спускаться туда просто ужасно! На мой взгляд. Хотя некоторые участники нашей команды скоро приноровились бегать по этой тропке в шлепанцах. Не знаю, не знаю, камушки сыпятся, ноги скользят и вообще страшновато. Но ничего, ходили. И с рюкзаками, и с бутылками, и после дегустации.
Мы стояли в крайнем левом углу этого пляжа. Там под горой есть (был, во всяком случае) родничок, прикрытый железным листом (лист нам тоже пригодился, но об этом ниже). Воды там немного, но нам хватало. Над родничком - целебная грязь, которой, говорят, полезно мыть голову.
Палатку (вернее, тент) днем сворачивали, потому что ходили слухи о лесниках - мы же в заказнике стояли. Но при нас ни один не появился.
Вечером мы наконец-то как следует искупались. Море чистое, и недалеко от берега стоят в воде скалы. С них можно нырять и загорать.
В Новом Свете мы посетили дегустацию игристых вин. Происходит это все в доме князя Голицына - основателя завода. ОЧЕНЬ рекомендую сходить. На дегустации - 4 сорта игристых вин: брют, сухое, полусухое, розовое и коньяк. Замечательные игристые делают в Новом Свете. И лекция интересная. Обязательно сходите. И купите бутылочку (а то и две) вина домой. Уже в Симферополе оно стоит примерно в 1,5-2 раза дороже. Про Россию я вообще не говорю. Тяжеловато, конечно, тащить, но открыть бутылочку (а то и две) новосветского брюта на Новый Год!..
После дегустации мы прогулялись по городу, купили две бутылки розового игристого с каким-то романтическим названием, спустились к лагерю и очень хорошо посидели.
На следующий день у нас была дневка. Мужики насобирали мидий (они растут на скалах в море) и испекли их на том самом железном листе, который прикрывает родничок (по поводу мидий полезную информацию можно почерпнуть на сайте "Крыманьяк"). Получилось очень вкусно, особенно под белое столовое вино.
До этого сбегали в город, и на обед у нас планировалась каша по-новосветски. Однако мы так обожрались мидиями, что до каши дело не дошло. Подкормили соседского пацаненка и оставили на полдник.
Там же в Новом Свете родился салат по-новосветски. Ничего особенного - для домашней кухни, - но в походе часто хочется чего-нибудь немакаронного. Особенно в Крыму, где картошка стоит столько же, сколько у нас абрикосы.
В Новом Свете мы не раз честно пытались зарегистрироваться. Но соответствующий отдел был безнадежно закрыт, и у нас ничего не вышло.
Благодарная мама подкормленного пацаненка, уроженка Феодосии, повела нас на Золотой Пляж. Пляжик, действительно, чудный, и дорога туда очень живописная и романтичная. А оттуда мы пошли к гроту Шаляпина. Тоже очень романтично. Представьте: на 20-метровой высоте - узенькая тропочка, на которой с трудом могут разойтись два человека (а кое-где и не могут). По левую руку - отвесная стена, по правую - море далеко внизу. Метров 300-400 такой романтической прогулки.
И тут наша замечательная проводница, которая идет впереди заявляет: "А тут раньше мостик был!" Можно догадаться, что теперь его нет. Небольшая такая щель, метра 1,5 шириной, внизу море. Ну что, люди мы отчаянные. Пара метров вниз - щель сужается, и через нее можно перешагнуть. Или переползти. Что я и делаю. После таких испытаний никакого впечатления на меня шаляпинский грот не производит. Хотя готова признать, что это грандиозное творение природы.
Зато когда мы подходим к пещерам, где во времена князя Голицына хранили вино, я уже прихожу в себя и радуюсь жизни. Пещерки тоже стоит посмотреть. И дойти до них можно другой дорогой - из города.

На следующий день рано-рано утром мы выдвигаемся из Нового Света. Идти решили через заказник. Вообще-то туда вход платный, но билетеры-контролеры любят поспать, поэтому мы их не застали.
Почти дикая природа. Тропинка видна плохо, но маршрут помечен синими пятнышками на камнях. Этот хороший пеший переход. Приятный и нетяжелый. С неплохим перепадом высот и карабканьем кое-где по скалам.
Выходим к морю. Пляж там замечательный. Мы проскакали по берегу, отдохнув минут 20, но мне там понравилось. Море чистое, народу никого и песочек.
После этого мы встали перед выбором: обойти Ай-Фоку по трассе или-таки штурмовать. Мужики настаивали на штурме. Нам пришлось присоединиться. В итоге один из них в конце подъема тащил уже два рюкзака (не думайте, что там очень уж плохо, просто народ был неподготовленный). На вершине мы пообедали (вид - потрясающий!).
Спускались мы гораздо быстрее, чем поднимались, и на этом, собственно, поход бы закончен. Пора было подумать о том, как попасть в Симферополь.

От Морского ходит автобус до Алушты. Но мы на него опоздали. Попытались уехать "стопом", но на этот раз не повезло - никто не хотел нас брать, было жарко, мы не очень-то торопились и уже настроились заночевать в Морском.
На пляже в этот раз мы устраиваться не решились - очень уж подозрительные люди вокруг нас на машинах кружили. В итоге, забрались на холмик над дорогой и переночевали в аккурат на окраине городского кладбища. В этот вечер родился знаменитый (в определенных кругах) "Кладбищенский супчик".

Утром мы сели на автобус и без приключений доехали до Алушты, где прожарились еще полдня на замусоренном пляже, окунаясь время от времени в замусоренное море, а вечером уехали в Симферополь, откуда и отбыли поздно ночью в славный город Воронеж в гости к одному из членов нашей команды, весьма довольные собой и под завязку загруженные крымскими винами.

Home

Сайт создан в системе uCoz