Рдейский квест

или Как мы ходили в поход

Автор: Аня

Домой

Для кого предназначен этот маршрут?

По нашему мнению - для двух категорий туристов: для опытных “чайников” и для аутентичных туристов.

Опытным “чайникам” этот маршрут рекомендуется в случае, если они хотят почувствовать себя экстремалами, не рискуя при этом жизнью. Поясняю: если вы идете в пеший поход второй-третий раз, вам гарантировано большое количество острых ощущений, многочасовых переходов по непролазной грязи, весьма приблизительного соответствия местности карте и, в связи с этим, пара-тройка сюрпризов, способных сбить с толку и опытного путешественника.
Аутентичным туристам представится возможность пройти заброшенными дорогами мимо заброшенных деревень и почувствовать себя паломником, бредущим в монастырь, или, наоборот, монахом, спешащим в соседнюю деревню, чтобы причастить умирающего. Дороги к монастырю и сам монастырь сохранились как раз в такой степени, чтобы можно было дать волю воображению и представить себе, как это было. Как среди болот неожиданно появляются купола собора, сверкающие в лучах заходящего солнца, как доносятся из собора прекрасные звуки хора, как после службы усталым путникам, преодолевшим нелегкий путь, предоставляют ужин и ночлег в сухой, теплой и чистой келье. Впрочем, воображайте сами.
Кроме того, мы рекомендуем этот маршрут работникам умственного труда, которые смогут на несколько дней забыть о компьютере, книгах, газетах, биржевых сводках, не отлаженных программах, начальнике, подчиненных, последних новостях и думать только о том, куда поставить ногу, где набрать чистой воды, что съесть, куда идти и “где-то нам сегодня ночевать?”*
* А.С. Пушкин. “Борис Годунов”


Детали “доставки” туристов к началу маршрута описывать не буду, это неинтересно. Но в Приложении все найдут кое-какую полезную информацию.
Начнем сразу с начала. С начала пешей части маршрута.

Мы выходили к монастырю от деревни Наволок, а возвращались на трассу у деревни Новички, чтобы не идти тем же путем. На маршрут вышли в час дня.

Сразу за въездной табличкой “Наволок” (если ехать из Ст.Руссы) направо уходит дорога в луга (см. карту п. А). По ней мы и пошли. Август. Сенокос. На только что скошенных лугах обнаружить дорогу нелегко. Мы немного покрутились вокруг п. В и, не найдя никаких других дорог, двинулись по этой. Мокро стало сразу, хотя по карте болото начинается ЗА лесом.*
Шли мы, шли (по колено в воде, но по твердой земле), и вдруг впереди показался просвет. Ну, думаем, варианта два: либо мы все-таки не туда свернули и сейчас выйдем в луга, либо это наше вожделенное болото. Правильным оказался второй вариант. Мокрый лес резко оборвался, и мы очутились на берегу типичного мохового болота.
* Не знаю, как вы, а мы в резиновых сапогах путешествовать не любим. Поэтому весь маршрут мы прошагали в кедах. Можно использовать любую другую обувь, которую не жалко вконец “уходить”, и которая намокнув не потянет вас ко дну. Валенки, например, не подойдут. Естественно, вторую пару обуви приходится тащить в рюкзаке.


Я сразу кинулась лопать недозрелую клюкву, которую «живьем» раньше не видела, а Ваня на болоте был не первый раз, и поэтому принялся с серьезным видом подыскивать подходящий шест.*
* Дорогой читатель! Если ты все-таки решишься пройти этот маршрут, хочу посоветовать тебе две вещи, особенно если ты относишь себя к одной из тех категорий туристов, которым мы рекомендовали его пройти. Первое: возьми с собой компас! Любой, но хороший. Заблудиться насмерть тебе, конечно не удастся (помнишь, мы обещали без риска для жизни), но масса неприятных минут ( а то и часов), тебе будет обеспечена, если ты не примешь мер по обеспечению себя инструментами для ориентирования на местности.В случае чего - выходи на восток, на трассу. Даже если ты считаешь себя докой по части ориентирования по солнцу, все равно, возьми компас. И второе: если ты собираешься в серьезный поход впервые в жизни, пойди куда-нибудь в другое место. То же относиться и к тем, кто никогда не был в болоте. Или хотя бы прихватите с собой опытного человека.

Вот где-то здесь и начались сюрпризы с картой. Зимник и тропинка вдоль него просматривались достаточно хорошо, и мы пошагали довольно-таки споро. Конечно, если брать в расчет то, что шли мы по чавкающему болоту, Ваня, который шел впереди, время от времени проваливался выше колена, отчего мне хотелось визжать, кое-какие особенно подозрительные места мы обходили подальше, солнце шпарило немилосердно,* рюкзаки постепенно тяжелели, в общем, было очень и очень “приключенно”

Часа через полтора такого путешествия мы увидели на горизонте лес.** Лес оказался совершенно сухим, его пересекал премилый ручеек (п. С), и кругом виднелись следы привалов, пикников, стоянок и т.д. Мы обрадовались, что находимся на верном пути, и, как потом выяснилось, совершенно зря.

Могу только предположить, как мы в итоге шли. Наш предполагаемый маршрут показан на карте красной линией. А тот, по которому надо бы идти, синей.


* Кстати, о солнце. С погодой нам несказанно повезло. Шли в конце августа, а в небе ни облачка и жарко как в июле. Разве что ночью попрохладнее. Погода, дорогой читатель, всегда оказывает большое влияние на впечатление от похода, а на этом маршруте - особенно. Грустно идти по болоту, когда вода ледяная, небо хмурое, да еще и сверху капает. Не ходите, друзья, туда в мае или сентябре. Ничего там хорошего не будет. Да и глубоко, наверное.

** Вот когда начинаешь по-настоящему любить лес! После болота, где вязнут ноги, поджаривает солнце, душно, никаких ориентиров и вообще как-то неуютно, попадаешь в прохладный лес, где тенек, сухо, журчит ручей, поют птички, шелестят листья на высоких живых деревьях, твердая земля под ногами и где, в случае необходимости, можно заночевать не боясь, что палатка к утру увязнет по самую крышу. Поэтому все места в этом отчете, где упоминается появления леса, нужно читать весело и бодро. Именно такое настроение у нас и было, когда мы приближались к очередному леску в этих бескрайних болотах.


Надо сказать, что, выйдя из этого замечательного леска, мы обнаружили две примерно равноценные по наезженности “дороги”, которые шли под углом 30 градусов друг к другу. При этом правая шла прямо, продолжая дорогу, по которой мы шли, а левая, как вы, наверное, догадались, резко сворачивала влево. С компасом нужно было сверяться постоянно. А мы сверились только когда возникли сомнения, за что и поплатились. Мы, дорогой читатель, пошли по правой дороге. Не могу утверждать, что левая вывела бы нас прямо к монастырю, но в том, что правая туда не ведет, мы убедились на собственном опыте.

Буквально через пару сотен метров Ваня заметил на дереве табличку. Читаем: “Государственный природный заповедник Рдейский. ВХОД И ВЪЕЗД ЗАПРЕЩЕН”
“Гонят”, - говорю, - “по карте граница заповедника почти 1,5 км севернее.” Идем дальше. Стало глубже, и тропинка почти потерялась. Правда, вокруг на этот раз растут какие-то хилые сосенки, и просека, по которой мы идем, видна очень хорошо. Однако через некоторое время мы замечаем по обеим сторонам просеки оконца открытой воды. Это нам уже совсем не нравится. Когда еще метров через 500 мы видим вторую табличку про заповедник, становится понятно, что это не они гонят, а мы, по-видимому, находимся совсем не там, где думали (п. D).

Я заглядываю в карту. Да, окна есть, но только по ТУ сторону границы заповедника. Мы останавливаемся, и Ваня лезет на дерево, причем добирается до верхушки, потому что самое высокое дерево в округе не достигает и трех метров в высоту. “Впереди”,- говорит,- “ничего нового, болото. А вот слева лес виднеется.” Пораскинув мозгами, покрутив карту и компас, мы не без сожаления сворачиваем с просеки и шагаем через болото точно на юг. Ваня, правда, постоянно забирает влево, но я уже находилась по болоту вдоволь, поэтому почти не отрываюсь от компаса и периодически его корректирую. Выходим к лесу (п. E). (Я опускаю длинное и скучное описание того, как Ваня еще не раз залезал на дерево, как жутковато было идти по нехоженому-неезженому болоту, как у нас заканчивался запас питьевой воды и других прелестей этого перехода, но господа “чайники”-будущие экстремалы могут поверить мне на слово, и у них тоже есть возможность это испытать.)

Итак, выходим к лесу. Сыровато, но высокие сосны и снова премиленький ручеек. Я плюхаюсь в мох без сил, а Ваня самоотверженно бежит вдоль ручья и вскоре возвращается с сообщением, что там есть следы стоянок и тропа. УРА!!!

В очередной раз сверившись с картой и компасом, мы идем вдоль ручья на запад.



Идем, идем, тропа есть, но конца ей не видно. Время - восьмой часть, скоро начнет темнеть. Выбрав место посуше, мы кидаем рюкзак. На этот раз я бегу по тропе, а Ваня проверят наличие рядом с ней ручья. Ручей есть, а впереди все то же, ничего нового.

Мы останавливаемся на ночлег (п.
F).*


* Хочу предупредить тебя, дорогой читатель, что найти походящее место для ночлега в этом походе не так-то просто. Дело, конечно, не в том, что все стоянки заняты “матрасниками” с детьми, магнитофонами и собаками. Такие товарищи в Рдейском крае большая редкость. Мы, например, ни одного не встретили. А происходит это, видимо, из-за кочек. Если встать в болоте, как мы в ту ночь, кочки будут мягкие, к утру промнутся, но спать придется как в гамаке, скатываясь друг к другу (не могу сказать, что это плохо!) Следующую ночь мы провели в более сухом месте, но там кочки были травяные и совершенно не уминались. Спать пришлось “буквой “зю”, и утром болело все.


На следующее утро за завтраком мы решили идти в том же направлении еще час и , если не удастся сориентироваться, поворачивать назад к трассе.

Через 40 минут мы выходим к небольшому озеру весьма примечательной формы и - о, радость! - обнаруживаем его на карте (п. G). Также на местности мы видим просеку, десять раз сверяемся с картой и компасом и сворачиваем на зимник на юг.


Озеро Рдейское

Без особых приключений мы, отлично отдохнув за ночь, пробегаем эти 1,5 км, входим в лес и, боясь поверить своим глазам, выходим к озеру, где на мысу видны над деревьями купола монастыря. На этом, собственно, первая “приключенная” часть нашего похода завершается и начинается аутентичная.


Мы, конечно, не сразу выходим к монастырю, а делаем еще пару загогулин, в чем вы можете убедиться, если посмотрите на карту между п.п. G и H.


После очередного поворота мы вдруг замечаем, что дорога стала суше, что по обеим сторонам появились заросшие мхом канавы, а вдоль них явно прослеживаются посадки берез. Через пару сотен метров мы врубаемся в заросли крапивы в человеческий рост, что неопровержимо доказывает факт длительного присутствия в этих местах человека.

Дальше идем по совершенно прямой березовой аллее, с которой сбиться невозможно. Посреди дикого болота, поросшего мхом, клюквой и хилыми сосенками, эта зеленая дорога, березы, дающие прохладную тень, кажутся просто чудом. Пройдитесь по ней не торопясь, и вы это почувствуете.

Монастырь появляется неожиданно. Стена красного кирпича, а за нею - белый пятиглавый собор. Сейчас он, конечно, не совсем уже белый, но все равно, впечатление просто волшебное. Вокруг лес, болото, дико, очень тихо, и собор...

Мы решаем сначала найти место для стоянки, а потом вернуться к собору.
Со стоянкой нам не везет. На мысу всего два подходящих места, где можно купаться (там песочек). На одном из них стояли рыбаки, видимо, из ближайшей деревни, а другое было слишком близко от их стоянки, и мы решили не рисковать.
Еще немного поплутав в зарослях крапивы, мы остановились в соснячке, где, правда, купаться было невозможно (дно илистое, топкое и коряги), и мы ограничились “окунанием” с наклоненного над водой дерева.

Настроение!… Ну, как вам объяснить. Мы уже почти отчаялись дойти до цели, и вот, сидим на берегу озера, до собора - 200 метров, варим обед и клюквенный морсик, ногам сухо и твердо, солнышко светит, птички поют, и мы почти не выбились из графика.

Пообедав и немного поразлагавшись, мы отправляемся осматривать монастырь.

К сожалению, никакой информации по истории монастыря, времени его возникновения и т.д. нам найти не удалось (признаться, мы не очень-то и искали). Правда, обнаружили, что при строительстве собора использовались рельсы с заводов Демидова с надписью “II МЦА 1877 ГОДА”, так что собор мы отнесли ко II половине XIX века. Мы обязательно постараемся найти какую-нибудь информацию о монастыре и окрестностях, например, карты начала века, чтобы получить представление о том, сколько же в округе было деревень, и насколько большие они были. Потому что собор большой. Он действительно большой. И это наводит на мысль, что места вокруг были населенные. Сейчас, правда, этого не скажешь.

Итак, собор. Описывать - дело неблагодарное. Он очень красивый. Даже в таком виде. Представьте: в соборе идет служба. Свечи. Хор. Запах ладана. А на много километров вокруг - болота, болота, болота…
Вот вам несколько фотографий.

Рдейский монастырь    Рдейский монастырь    Рдейский монастырь

Вечером сидим на берегу озера. Ни ветерка. Небо чистое. В воде отражаются деревья. И тихо-тихо… Благолепие.

Озеро Рдейское

Утром уходим. Тропа идет вдоль озера. Бросаем последний взгляд на купола и, наученные горьким опытом, начинаем сверяться с картой и компасом. Через пару сотен метров попадаем на знакомую аллеею - мокрую, но неопровержимо указывающую направление. Дорога поросла высокой травой и выглядит очень романтично.

В болоте аллея пропадает, мы делаем еще один крюк, но на этот раз выходим обратно довольно быстро.

Где-то в час дня мы уже входим в лес. Счастья!..

По дороге много ездят, это заметно. Выходим к деревне Высокое. Из десятка сохранившихся домов жилых, по-моему, два. У одного из них встречаем бабушку и парнишку. Спрашиваем дорогу на Шапково.Объясняют, как обычно, долго и путано, но главное мы все-таки улавливаем: там будет дорога налево, но вы туда не ходите, идите по правой тропинке.

Дорога, действительно, непролазная. Тропинка едва заметная, но идет в нужном нам направлении. Останавливаемся пообедать. Очень хочется снять мокрую обувь, но мы помним, как скептически смотрели аборигены на наши кеды, и решаем подождать. Выясняется, не зря.
Следующий участок маршрута напоминает Ване Хо-Ши-Мин. Идем среди высокой травы по колено в воде - это удовольствие для будущих экстремалов. Иногда попадаются участки тропы, аккуратно вымощенные бревнами - это уже для аутентов. Вряд ли мощением этого болота занимались современные аборигены.

По пути встречаем 5 человек. Все в болотных сапогах, и все с сомнением смотрят на нашу обувь. После полуторачасовой прогулки по колено в воде выходим в совершенно сухие луга. Душисто. Чувствуется, приближаемся к следующему пункту нашего маршрута - деревне Шапково. Спускаемся к ручью, перебираемся через него (пейзаж в этом месте, кстати, замечательный, в стиле сюрреализм), поднимаемся на холм, на котором стоит деревня, но… Луг, лес, дорога - и больше ничего. Деревня Шапково исчезла с лица земли...

На самом деле, все было не так драматично. Мы с самого начала маршрута отчаялись замерять расстояния и старались лишь придерживаться направления. Поэтому мы и не очень-то ожидали увидеть там деревню. На холме росли яблони. Яблоки еще не совсем спелые, но довольно сладкие. Мы прогулялись по саду, надели рюкзаки…. И тут Ваня почему-то резко сворачивает влево. Я говорю: “А нам точно туда нужно?” “Туда”, - говорит, - “тропа идет, а прямо не идет.” Ну, думаю, местным виднее. Идем по этой самой тропе. Смотрю на компас. Потом на солнце (всю дорогу оно светило нам в спину, а теперь - почто точно слева). Потом в карту. Мы должны идти на восток, а идем на север. Останавливаемся, возвращаемся к яблоням и находим-таки тропу, которая идет на восток.

И тут только нас осеняет: ну конечно, вот же она, деревня Шапково - ручей, дорога на север, дорога на восток. Только деревни нет. Вообще. Посреди луга стоят два столба с перекладиной. И все. Правда, отчетливо видны прямоугольники, поросшие крапивой. Яблони, опять же. Совсем не дикие. Похоже, сгорела деревня Шапково. Подчистую.

Нам очень радостно, что мы нашлись и немного грустно, что от целой деревни, при том обозначенной на нашей карте как жилой, остались два столба да яблони.


Это было последнее место на маршруте, которое будет интересно аутентам. Последний отрезок - для будущих больших туристов. Ничего интересного. Мрачный смешанный лес, тучи комаров, под ногами грязь. Я бы даже сказала ГРЯЗЬ. Почти по колено. Мы месили это ГРЯЗЬ 3,5 часа. Без остановки. Почти падаю от усталости, но останавливаться в таком лесу не хочется. Даже на 10 минут.

Через 2-2,5 часа уже слышно трассу. Ну, думаю, щас будет посуше, там и остановимся ночевать. А к трассе завтра выйдем, как и планировали.
Однако, посуше не стало. Все по той же ГРЯЗИ мы выходим к речке, за которой видна деревня и трасса. Вот такие дела.

Переходим речку вброд. На лугу у самой деревни стоять не хочется, а лес вокруг все такой же - болота и комары. Проходим немного вверх по течению, опять переходим речку и забираемся на холм. Вернее, Ваня забирается, а я уже не могу. Он возвращается, берет мой рюкзак и тащит меня за собой. На холме сухо и РОВНО (!). Комаров много.
Ужинаем, моем ноги, залезаем в сухие шерстяные носки (наконец-то! после целого дня по колено в воде я начала покрываться чешуей) и заваливаемся спать. Всё. На этом пешая часть похода закончена.

Собственно, мы вышли к трассе часов в восемь вечера, и можно было сразу рвануть домой, как я уже говорила в начале.

Утром завтракаем, выходим на трассу, стоим там часа два (машин мало и ни одной пустой), после чего уезжаем на автобусе сразу до Новгорода.

В Питере я была в 21:45 (ехала от Новгорода на автобусе), а Ваня в Твери в 6:20 на следующее утро (на московском поезде).

Домой


Сайт создан в системе uCoz